Главная Блог Как убедиться, что вам поставили верный диагноз
Как убедиться, что вам поставили верный диагноз

Как убедиться, что вам поставили верный диагноз

09.12.2020

Медицинские ошибки случаются. Некоторые болезни очень похожи по своим проявлениям, другие имеют атипичные формы, «маскирующиеся» под заболевание совершенно иной системы органов.

Например, хронические воспалительные заболевания кишечника — болезнь Крона и неспецифический язвенный колит — могут дебютировать с суставного синдрома: поражения коленных и голеностопных суставов.

Но даже если медицинская ошибка объяснима, едва ли кому-то хочется стать жертвой заблуждения врача, пусть и добросовестного. В лучшем случае время, силы и деньги окажутся просто потрачены впустую, не облегчив состояния, в худшем — будет безвозвратно упущено время. Так что же делать, если вы не уверены в правильности диагноза?

Проведите предварительную разведку

Выбирая садик или школу для ребенка, ветеринара для животного и даже мастерскую по ремонту телефонов большинство людей изучают отзывы в интернете об учреждении и о специалистах. То же самое стоит сделать и выбирая клинику и врача.

  • Убедитесь, что у клиники, куда вы собираетесь, есть лицензия.
  • Изучите историю клиники: учреждения, работающие дольше пяти лет, как правило, прошли «естественный отбор» — в них сформировался постоянный поток довольных пациентов, которые возвращаются сами и приводят знакомых.
  • Изучите профили врачей на сайте клиники. Посмотрите, где врач учился, как часто проходит переподготовку, имеет ли категорию.

Если есть сертификаты, подтверждающие категорию, ученую степень, участие в научных конференциях, публикации в журналах — отлично. Нет, это не дань тщеславию врача, это подтверждение того, что он уделяет много времени совершенствованию себя как специалиста.

  • Почитайте отзывы пациентов. Желательно, чтобы отзывов было не меньше 5—10. Один положительный, равно как и один отрицательный могут быть простой статистической погрешностью.

Например, врач с пациентом, что называется, «не сошлись характерами», или, наоборот, контакт доктор выстроил прекрасно (о чем пациент в восторге и написал), а вот лечение назначил сомнительное, но в отзыве об этом не упомянуто.

Это позволит вам выбрать грамотного специалиста, которому вы сможете доверять.

Не бойтесь спрашивать

Один известный физик сказал: «Если вы не можете объяснить пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь — вы шарлатан». К медицине это относится в полной мере. Квалифицированный доктор в состоянии простыми словами объяснить ход своей мысли. Да, он может использовать термины — но если вы с извинением прервете его, спросив, что означает это слово, вам объяснят. Объяснение это будет логичным и понятным.

Скажем: «Заболевание хроническое потому что есть такие-то и такие-то изменения, характерные для длительно текущего процесса» — это логичное и понятное объяснение. А «Заболевание хроническое, потому что оно не может быть острым у человека вашего возраста» — нет.

Если вам неловко перебивать доктора — записывайте возникающие по ходу объяснений вопросы на заранее приготовленный лист бумаги или в заметки телефона.

В конце беседы у вас должно сложиться четкое представление:

  • какие именно симптомы говорят в пользу данного диагноза;
  • какие лабораторные показатели (анализ крови, мочи, суставной жидкости и т.д.) подтверждают диагноз;
  • какие данные инструментальных обследований (рентгенограмма, УЗИ, КТ, МРТ и т.д.) подтверждают диагноз.

Если врач говорит, что у него нет полной уверенности и нужны дополнительные обследования — не спешите обвинять его в непрофессионализме. Человеческое тело устроено сложнее чем машина или компьютер, поэтому «базового тестирования» не всегда бывает достаточно. Обсудите с доктором, какие обследования необходимы и почему, что они могут подтвердить или опровергнуть, каких результатов ожидать, и как они могут изменить дальнейшую тактику.

Интернет в помощь

Чтобы отделить достоверную информацию от фантазий, в сети интернет нужно искать не популярные статьи с первых строк выдачи, а по схеме «диагноз клинические рекомендации». Владеющие английским могут сразу обратиться к международным гайдлайнам.

Как отличить клинические рекомендации от частного мнения одного лица, пусть и имеющего соответствующие регалии?

  • На титульной странице должен быть указан год формирования рекомендаций — актуальная информация, как правило, не старше трех лет.
  • На первых страницах должна быть упомянута ассоциация, подготовившая рекомендации, например «Ассоциация ревматологов России», либо приведен список экспертов, участвовавших в подготовке рекомендаций (именно список, а не один-два человека).
  • Это должны быть именно «клинические», а не «методические» рекомендации.
  • В начале или в приложениях приведена методология составления клинических рекомендаций.
  • Приведен список использованной литературы.

Для неподготовленного человека профессиональная литература — сложное чтение, поэтому не стоит пытаться понять все. Вас должен интересовать раздел «диагностика», где четко перечислены все критерии постановки диагноза и необходимые для этого обследования. Сравнив с ними, вы можете убедиться, что прошли все нужные исследования и основания для данного диагноза есть.

  • Проверьте историю клиники и наличие у ней лицензии.
  • Изучите профиль врача и отзывы о нем.
  • Не стесняйтесь задавать вопросы и уточнять, если что-то непонятно.
  • Найдите в интернете клинические рекомендации по данному заболеванию и изучите раздел «диагностика».
  • Если сомнения остаются, ищите «второе мнение» — запишитесь на прием к другому врачу в другую клинику.
Автор статьи
Вячеслав Самойлов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений