Мы перезвоним вам, в ближайшее время
Как понять, что частная клиника не «разводит» на ненужные услуги?
Бытует мнение, что доктора частных клиник заинтересованы не в здоровье пациента, а в его кошельке, поэтому обязательно навяжут ненужные анализы, процедуры, а то и операции. К сожалению, такое возможно. К счастью — далеко не всегда.
Как должно быть
Внимательно выслушав пациента и задав наводящие вопросы врач, начинает примерно представлять себе суть проблемы. Иногда диагноз становится ясен уже на этом этапе.
Скажем, если к врачу пришел пожилой человек с жалобами на боли в колене, появившиеся после того, как он поскользнулся, ход мыслей специалиста очевиден.
Иногда во время беседы формулируются несколько предварительных вариантов диагноза и далее нужно выбрать из них правильный.
После беседы, сбора анамнеза, врач обязательно осматривает больного. Во время осмотра, он обращает внимание на признаки, которые могут свидетельствовать в пользу конкретного диагноза или, наоборот, опровергать его. И только после осмотра врач предлагает пройти дополнительные исследования, которые необходимы, чтобы составить полное представление о состоянии больного. И исследования эти будут, если можно так выразиться, однонаправленными.
Возвращаясь к примеру — если врач видит при осмотре отечный коленный сустав, и выявляет болезненность при движениях, он может рекомендовать сделать ренгтенограмму колена в двух проекциях, МРТ коленного сустава, но едва ли предложит «заодно» сделать общий анализ крови, мочи и проверить холестерин.
Если пациент сомневается и задает вопросы, адекватный врач спокойно и понятно объясняет, почему он рекомендует пройти то или иное исследование, каких результатов ожидает, и как изменятся подходы к лечению.
Так наш гипотетический врач может сказать гипотетическому пациенту, что должен исключить внутрисуставной перелом, который у пожилых людей может случиться и при незначительных внешних воздействиях. Поэтому он рекомендует сделать рентгенограмму колена в двух проекциях. Если исследования не покажут серьезной патологии, скорее всего будет достаточно консервативного лечения. При выявлении же перелома понадобится МРТ коленного сустава, позволяющее более точно увидеть повреждения, в том числе хрящей и связок, и высока вероятность того, что пациенту придется готовиться к операции.
Врач, который заботится о выздоровлении пациента, не станет запугивать, торопить или еще каким-то образом давить на больного. Если необходимо не просто обследование, а сложная диагностическая или лечебная процедура, доктор не будет возражать против желания пациента получить «второе мнение» — то есть проконсультироваться в другой клинике у другого специалиста.
Тревожные звоночки
Что в работе клиники или поведении врача должно насторожить?
- Анализы «назначает» администратор во время записи. Любые обследования должен рекомендовать врач только после сбора анамнеза и осмотра пациента.
- Врач не может внятно сформулировать, зачем направляет на этот анализ. Пытается запутать, сыплет медицинскими терминами с таким видом, будто любой обязан их понимать, давит авторитетом.
- Врач рекомендует слишком много анализов. Конечно, «слишком много» — понятие растяжимое, но если число назначенных обследований перевалило за пять и уверенно приближается к десятку — стоит задуматься (необходимое уточнение: речь не идет о подготовке к операции и подтверждении онкологического диагноза).
- На каждом новом приеме у одного и того же специалиста добавляются новые диагнозы, осложнения, и назначаются новые исследования.
- Врач торопит и не дает время подумать. Это может выражаться как в запугивании, так и в предложении скидок и акций, «только сегодня».
- Врач лечит несуществующие диагнозы: дисбактериоз, вегето-сосудистая дистония, дисциркуляторная энцефалопатия.
Любой из этих признаков — повод быть внимательнее к назначениям, а если таких признаков больше одного — сменить врача, или даже клинику.
На что еще обратить внимание
Перед тем, как записываться в частную клинику, стоит поискать в интернете отзывы о самом учреждении и врачах, в нем работающих. Конечно, нужно сделать поправку на то, что недовольные пациенты оставляют отзывы в среднем в три раза чаще, чем довольные. Обращать внимание стоит только на те, где указаны конкретные проблемы. Скажем, под «непрофессионализмом» оставивший отзыв пациент может понимать что угодно — от неверного диагноза до недостаточно широкой улыбки. А вот «получил направления на процедуры, которые можно сделать только в конкретной клинике» — уже повод усомниться в специалисте.
Обязательно нужно убедиться в наличии у клиники лицензии на медицинскую деятельность (должна быть на сайте клиники). Имеет смысл посмотреть и на историю работы клиники — в частной медицине, как нигде, клиенты «голосуют рублем», и недобросовестные клиники не живут дольше 3—5 лет.
Чек-лист
Кратко подведем итоги: как подготовиться к приему у врача и уменьшить вероятность навязывания ненужных услуг.
- На сайте клиники убедиться в том, что у нее есть лицензия на медицинскую деятельность.
- Проверить историю клиники: недобросовестные «конторы» не живут дольше 3—5 лет.
- Проверить в интернете отзывы на клинику и врачей, которые в ней работают.
- Если какие-то вопросы есть уже до приема — записать их, это поможет не забыть ничего важного и, возможно, сэкономить на повторной консультации.
- Если что-то непонятно — просить разъяснить, не стесняться, не бояться «выглядеть дурачком».
- Если есть сомнения в необходимости исследования — спрашивать, что конкретно оно должно показать и как изменится лечение в зависимости от результата.
- Если врач предлагает дорогостоящее исследование или лечение — не торопиться, а просить время подумать и получить второе мнение.
- Если состояние пациента не экстренное, речь не идет о подготовке к серьезной операции, назначение более 4—5 исследований (включая консультации узких специалистов) на первом же приеме — это повод усомниться в добросовестности врача.
- Если после приема все же остаются сомнения в обоснованности назначенных анализов или процедур — записаться в другую клинику к другому специалисту и сравнить с его назначениями.
Конечно, 100% страховки от «развода» недобросовестными врачами не существует. Но все же эти рекомендации помогут сориентироваться в сомнительных ситуациях. Главное — не бояться уточнять и задавать «неудобные» вопросы.